Ответы на часто задаваемые вопросы.

Занимаются ли в вашем центре лечением заикания у детей (ребенок 8 лет)

Вы можете обратиться с ребенком в наш центр за консультацией. Нужно сделать ряд диагностических обследований для уточнения диагноза . Лечение комплексное и длительное.

Расскажите, пожалуйста, основные причины болей в спине?

  • Боли в спине чаще всего вызваны остеохондрозом позвоночника — дегенеративным поражением хряща межпозвонкового диска и реактивными изменениями со стороны тел смежных позвонков. Поражение межпозвонкового диска возникает вследствие его повторных травм (подъем тяжести, избыточная статическая и динамическая нагрузка, падения и др.) и возрастных изменений в позвоночнике. В пораженном позвоночном сегменте возникает относительная нестабильность позвоночника, развиваются остеофиты тел позвонков (спондилез), повреждаются связки и межпозвонковые суставы (спондилоартроз). Рефлекторные синдромы остеохондроза позвоночника возникают в течение жизни почти у каждого человека, компрессионные развиваются значительно реже. Рефлекторное напряжение мышц вначале имеет защитный характер, поскольку приводит к иммобилизации пораженного сегмента, однако в дальнейшем становится фактором, поддерживающим боль.

    Другая частая причина болей в спине и конечностях — миофасциальные боли, вызванные формированием болевых зон в мышцах. Болевые триггерные зоны возникают под влиянием мышечного напряжения и часто на фоне остеохондроза позвоночника. При воздействии на них — растяжении, сдавлении — возникает боль.

    Боль в спине может быть единственным симптомом при опухоли спинного мозга, сирингомиелии и других заболеваниях спинного мозга. Она возникает при деструкции позвонков и поражении нервных корешков вследствие инфекционных процессов (туберкулезный спондилит, спинальный эпидуральный абсцесс), при новообразованиях (первичные и метастатические опухоли позвоночника, миеломная болезнь), дисметаболических нарушениях (остеопороз, гиперпаратиреоз, болезнь Педжета).

    Боль в спине может быть следствием перелома позвоночника, его врожденных или приобретенных деформаций (сколиоза и других), стеноза позвоночного канала, смещения тел позвонков (спондилолистеза), анкилозирующего спондилоартрита. Боль в спине возможна при различных соматических заболеваниях (сердца, желудка, поджелудочной железы, почек, органов малого таза и др.) по механизму отраженных болей.

    Поэтому, для установления причины болей в спине необходимо тщательное обследование, включающее выяснение жалоб, сбор анамнеза, соматическое и неврологическое обследование, а также дополнительные исследования.

При каких хронических инфекциях возможно развитие менингита?

  • В ряде инфекций, характеризующихся хроническим течением, возможно распространение процесса на оболочки мозга. В этом случае может возникать менингеальный синдром и изменяется состав СМЖ. С точки зрения осложнений хронических инфекций наибольшую опасность представляет туберкулезный менингит. Несвоевременно начатое лечение этого менингита часто приводит к неблагоприятному исходу. Появление диагностических систем на основе ПЦР существенно сократило продолжительность обследования и значительно повысило эффективность лечения. Поражение мозговых оболочек может наблюдаться и при других инфекциях: бруцеллезе, цистицеркозе, сифилисе, боррелиозе, кокцидиоидозе, гистоплазмозе, криптококкозе и др.

У моей сестры после переохлаждения онемела правая половина лица, в больнице ей выставили диагноз: «Невропатия лицевого нерва справа». Расскажите, что это за заболевание и какие могут быть последствия?

  • Невропатия лицевого нерва (периферическое поражение лицевого нерва, в данном случае справа) по статистике, один из 60—70 человек в течение жизни переносит паралич Белла — остро возникающий односторонний паралич (полная обездвиженность) или парез (частичная обездвиженность) мимических мышц лица. По данным ВОЗ, это наиболее распространенный вид мононевропатий. При параличе Белла в большинстве случаев страдает целиком левая или правая сторона лица. Это связано с тем, что всякое произвольное движение в мускулатуре левой стороны лица происходит за счет нервных импульсов, формирующихся в коре правого полушария головного мозга, и наоборот.

    Причинами заболевания могут быть сосудистые патологии ствола мозга, инфекционные заболевания, травмы, болезни уха, опухоли, а также такие факторы риска, как врожденная узость фаллопиева канала височной кости, наследственная предрасположенность, переохлаждение, атеросклеротические изменения сосудов, гипертоническая болезнь, сахарный диабет, токсикоз беременных.

    Начинается паралич Белла обычно на фоне нормального самочувствия: внезапно слабеют мимические мышцы половины лица. Кожные складки на больной стороне сглаживаются, угол рта опускается. Человек не может нахмуриться, надуть щеку, зажмурить глаз. При попытке улыбнуться губы перетягиваются в здоровую сторону. Возможны боль около уха, слезотечение либо сухость глаза, нарушение вкусовых ощущений на передней части языка. При своевременно начатом лечении в острой стадии (как правило, в стационаре, где есть возможность использовать весь спектр диагностических и лечебных процедур) в большинстве случаев функции пораженных мышц полностью восстанавливаются. Восстановление длится от 3 недель до нескольких месяцев и зависит от степени поражения нерва. Но, к сожалению, в 1/3 случаев регенерация бывает лишь частичной, а примерно в 3% она вообще не наступает.

    Самое частое осложнение невропатии лицевого нерва — контрактура лицевой мускулатуры на фоне пареза в виде спазмов мышц. В этих мышцах формируются болезненные уплотнения, обладающие повышенной возбудимостью и способствующие продолжению спазмов. Развивается контрактура обычно после 3-го месяца болезни. Появляются жалобы на чувство стягивания, боль в лице. Характерны непроизвольные совместные движения различных групп мышц (например, при надувании щек происходит зажмуривание глаза). Иногда возникают покраснения участков кожи, слезотечение во время еды и т.д.


    Сейчас, наряду с медикаментозными, отработаны схемы не лекарственных методов лечения невропатии лицевого нерва. Среди них — физиотерапия, гирудотерапия, рефлексотерапия (иглоукалывание, точечный массаж), гомеопатия, мануальная терапия (в частности, один из ее видов — метод постизометрической релаксации, суть которого в насильственном растяжении мышц после их активного сокращения, — дает хороший эффект при контрактурах), специальная мимическая гимнастика и самомассаж лица, предшествующий ей.

    Мимическая гимнастика по К.Г.Уманскому (выполняется сидя перед зеркалом)

    1. Поднять и опустить брови, «удивиться» 5—8 раз (постепенно увеличивая до 20 раз). Работая перед зеркалом, пальцами оказывать сопротивление движениям здоровой брови. Темп спокойный, по мере увеличения силы мышц менять силу сопротивления.

    2. Нахмурить брови, «рассердиться» (далее действия те же, что и в первом упражнении).

    3. Моргать 10—30 сек, следя за движениями руки вверх и вниз.

    4. Надувать и втягивать щеки (начав с 4—6 раз, постепенно довести до 18—20).

    5. Оскалить зубы. Постепенно перейти к очень быстрому варианту (начав с 8—10 раз, довести до 20). Следить, чтобы движения выполнялись симметрично.

    6. Вытянуть губы вперед и симметрично развести в стороны.

    7. Отвести губы вправо и влево.

    8. Захватить верхними зубами нижнюю губу, а затем нижними — верхнюю.

    9. Обвести кончиком языка губы снаружи и внутри по деснам.

    10. Дуть, задувая свечку или спичку. Дуть на носовой платок, сдувать легкие предметы и бумажки.

    11. Свистеть.

    Рекомендовано пройти реабилитационный курс и повторными курсами массажа и физиотерапии, и в будущем не переохлаждаться.

Доктор, моему сыну (12 лет), после травмы на горке, выставили диагноз: «Сотрясение головного мозга». Скажите, какая это травма по тяжести и какие у нее последствия?

  • Сотрясение головного мозга относится к Легкой черепно-мозговой травме (ЧМТ) и представляет собой легкую форму диффузного аксонального повреждения, при которой страдают глубинные отделы белого вещества полушарий и нарушается функция нейронных кругов. Структурные и функциональные изменения, длительно сохраняющиеся в мозге после легкой ЧМТ, могут быть выявлены с помощью методов функциональной нейровизуализации (ОФЭКТ и ПЭТ), компьютерной ЭЭГ, исследования вызванных потенциалов. Нейропсихологический анализ показывает, что при легкой ЧМТ страдают функции интегративных структур мозга, обеспечивающих процессы внимания, оперативной памяти, прогнозирования, принятия решения, контроля поведения. У подавляющего большинства больных с легкой ЧМТ восстановление мозговых функций бывает полным, но происходит в течение нескольких месяцев.


    К посттравматическим расстройствам относятся: головные боли, головокружение, снижение работоспособности, быстрая утомляемость, нарушение сна, памяти и внимания. Для подтверждения наличия минимального органического дефекта могут быть использованы компьютерная ЭЭГ, МРТ, ОФЭКТ, ПЭТ, ВП, специфические нейропсихологические тесты на внимание и память. Следует учитывать, что пик неврологических расстройств при легкой ЧМТ наблюдается сразу после травмы, а со временем неизбежно отмечается улучшение. В большинстве случаев легкая ЧМТ не приводит к долговременным нейропсихологическим и поведенческим расстройствам. Эти нарушения редко держатся дольше 3—6 мес. В первый месяц после травмы работоспособность снижена, поэтому нужно для ребенка создать комфортные условия и не нагружать школьной программой, исключить посещение всех секций более чем на 3 мес. Ежегодно проходите обследование и реабилитационное лечение у невролога.

В поликлинике моему ребенку в 3 год поставели диагоз «Плоскостопие», сейчас ему 4,5 года, мы обращались ко многим специалистам, но пока я не вижу результата от лечения. При длительной ходьбе мой сын устает, жалуется на боли в ногах и спине… Скажите, какие причины плоскостопия и что нужно делать?

  • Причинами плоскостопия обычно бывают: слабость мышц стоп, чрезмерное утомление их в связи с длительным пребыванием на ногах, а также ряд заболеваний. В раннем детском возрасте маловыраженные формы плоскостопия обычно безболезненны, в дальнейшем же, по мере роста ребенка, этот недостаток может увеличиваться и причинять много неприятностей. Поэтому важно предупреждать плоскостопие, а если оно все-таки появилось, своевременно проводить лечение. Это несложно делать в домашних условиях, нужно лишь ежедневно выполнять несколько специальных упражнений для укрепления стоп (предусматривается такой поворот стоп, при котором внутренние края их поднимаются, а наружные опускаются); при выраженном уплощении, кроме этого, носить супинаторы (специальные стельки, вкладываемые в обувь), когда на ступни дается большая нагрузка (длительные прогулки, стояние и т. п.). Только в случае резкой деформации стоп кроме гимнастических упражнений и стелек врач назначает тепловые процедуры: ванны, парафин, грязь, массаж ног.

    При всем этом основным средством профилактики и главным методом лечения плоскостопия остается специальная гимнастика, направленная на укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней, а также благотворно влияющая на общее развитие и укрепление организма. Появление болей в области ступней и задних мышц голеней при выполнении упражнений или после них не является противопоказанием для продолжения гимнастики; в этих случаях только несколько снизьте нагрузку. Во время занятий широко используйте различные мелкие предметы: мячи, кубики, шарики, палочки, обручи, давая задания ребятам упражняться в захватывании их пальцами ног. Больше включайте ходьбу и бег. Эти виды движений не только хорошо воздействуют на весь организм, но и служат эффективным средством, предупреждающим образование плоскостопия. Особенно полезна разнообразная ходьба на носках и наружных краях стоп.


    Для примера приводим комплекс специальных упражнений для профилактики плоскостопия и борьбы с ним, который можно использовать в занятиях с детьми 4—6 лет.

    Комплекс  для детей 4—6 лет

    1. Ходьба на носках. Ходить на носках, не сгибая ног, положив руки на пояс, держа туловище прямо. Выполнять в среднем темпе 1—3 минуты.
    2. Ходьба на наружных краях  стоп. Ходить по комнате, положив руки на пояс, опираясь на наружные края стоп (как «косолапый мишка»). Выполнять в среднем темпе 2—5 минут.
    3. Ходьба по наклонной   плоскости. Установите широкую доску так, чтобы один конец ее был приподнят над полом на 25—30 см. Предложите ребенку пройти на носках по доске вверх и вниз, опустив руки. Выполнять в медленном темпе по 5—10 раз вверх и вниз.
    4. Ходьба по палке. Ходить по положенной   на  пол  гимнастической палке, отводя ступни кнаружи, подняв руки в стороны. Повторить в медленном темпе 5—15 раз.
    5. Катание мяча ногой. Катать стопой положенный на пол небольшой резиновый мяч. Делать упражнение поочередно каждой ногой в течение 2—5 минут.
    6. Катание обруча. Удерживая пальцами ноги обруч, катать его по полу поочередно каждой стопой в течение 2—4 минут.
    7. Приседание на палке. Держась руками за спинку  стула, стать   на   палку, лежащую на полу возле стула, сделать приседание, опираясь то на одну, то на другую  ногу.  Повторить  в  медленном темпе 5—10 раз.
    8. Приседание на мяче. Встать на не полностью    надутый   мяч,   держась   за руку взрослого. Медленно приседать и выпрямлять туловище, стараясь сохранить равновесие.   Повторить   3—5  раз.
    9. Сгибание   и   разгибание    стоп. И. п.— сидя   на   стуле, вытянув ноги. Поочередно сгибать и разгибать стопы, не отрывая пяток от пола. Повторить в среднем темпе 10—20 раз.
    10. Захватывание предметов. И. п.— сидя на стуле. Захватывать, поднимать и перекладывать пальцами ног лежащие на полу палочки и кубики. Выполнять 1—3 минуты. 


    Напоминаем, что плоскостопие бывает не только врожденным, но и приобретенным вследствие, например, слабого физического развития (в частности, слабого развития мускулатуры ног). Его возникновению способствует ограниченный двигательный режим.Борьба с плоскостопием заключается прежде всего в общем укреплении физических сил. Большой эффект дает систематическое применение специальных упражнений. Однако, нужно помнить, что лечение и наблюдение нужно проходить только у квалифицированного врача-ортопеда.

У моего ребенка 1г. на фоне ОРВИ были судороги, в поликлинике поставели диагноз «ПЭП. Фебрильные судороги». Расскажите, что могло их вызвать и что нужно нам делать, чтобы они больше не возникали?

  • Фебрильные судороги являются одним из наиболее частых проявлений нарушения функции мозга у детей младшего возраста. Они встречаются у каждого двадцатого ребенка в возрасте до 3-х лет. В этом возрасте головной мозг еще недостаточно зрелый и более чувствителен к воздействию внутренних и внешних факторов. В большей степени предрасположены к фебрильным судорогам дети с аналогичными судорогами у родителей (семейная форма фебрильных судорог) и при наличии патологии беременности и родовой деятельности у матери.

    Фебрильные судороги главным образом появляются при заболеваниях, протекающих с высокой температурой (выше 38 С), - острой вирусной инфекции, гриппе, ангине, отите, бронхите, пневмонии и др. Повышение температуры, вызывая обменные изменения и нарушение кровоснабжения мозга, повышает готовность мозга к судорогам. Обычно судороги наступают в первый день подъема температуры и проявляются в виде потери сознания с общим напряжением тела и подергиванием конечностей. У некоторых детей может быть выделение пены изо рта и непроизвольное мочеиспускание. Судороги обычно бывают одноразовые и длятся 3-5 минут. Повторные судороги в течение дня встречаются редко. Иногда за несколько часов или минут до появления судорог ребенок становится беспокойным, прижимается к матери, кричит, а затем общее возбуждение сменяется судорогами.


    Вашему ребенку нужно пройти углубленное обследование у квалифицированного невролога для выявления причин, подбора лечения и наблюдения.

Можно на сайте опубликовать правила при эпилепсии, а так же нейропсихологические опросники, тестирование в интернете…

  • СЕМЬ ПРАВИЛ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ЭПИЛЕПСИЕЙ

    (памятка)

    Эпилепсия не является заболеванием психики.

    Теоретически у каждого человека могут быть эпилептические приступы. Приступы появляются в результате электрических разрядов в клетках головного мозга.

    У многих великих людей была эпилепсия - это Македонский, Цезарь, Авиценна, Сократ, Петр I, Достоевский, Нобель, и другие. Приступы не были препятствием для их деятельности.

    Эпилепсия и сегодня бывает у многих людей и не мешает их полноценной и плодотворной жизни. Предпосылкой этому являются регулярные посещения врача и точное соблюдение медицинских назначений и режима. Семь следующих жизненных правил должны помочь Вам лучше справиться с приступами.

    - Регулярно посещайте своего лечащего врача.

    Ваши визиты к врачу должны быть регулярными. Точно придерживайтесь его указаний.

    - Тщательно ведите календарь приступов.

    Носите его при себе. Он является важным документом для оказания правильной помощи.

    - Решающим является регулярный прием препаратов.

    Любые самостоятельные изменения дозы и пропуски приема препаратов вызывают утяжеление приступов. Всегда имейте запас препаратов. Не принимайте без консультации с лечащим врачом других лекарственны препаратов. Они могут уменьшать действие противоэпилептических препаратов и вследствие этого это провоцировать приступы. Контролируйте побочные эффекты лекарств и вовремя сообщайте врачу при их появлении.

    - Сон должен быть достаточным.

    Недосыпания, частые изменения время засыпания и пробуждения, а так же избыточный сон могут усиливать приступы.

    - Не употребляйте алкоголь.

    Алкоголь изменяет действие противоэпилептических препаратов и ухудшает качество сна.
    - Избегайте ярких мерцающих источников света.

    Приступы могут вызываться: испорченными телевизорами; при быстром переходе из темноты в светлое помещение; бликами на поверхности воды; фотоэффектами на дискотеке; некоторыми компьютерными играми.

    - Не водите автотранспорта, до тех пор пока не прекратятся приступы.

    Люди с эпилепсией при наличии приступов не могут водить автомобиль. Это будет возможно только после 2-х лет отсутствия приступов.


    Пожалуйста подумайте о этом, что сегодня более 80 % людей с эпилепсией живут вне зависимости от наличия приступов и приема препаратов нормальной и полноценной жизнью.

    Предпосылкой этому должна быть Ваша активная жизненная позиция.

{mospagebreak}

Почему  ребенок не разговаривает?

  • Существует разные причины задержки развития речи, но  две из них встречаются чаще всего -  неврологическое заболевание и физиологический вариант развития, так называемый  « ребенок - молчун», когда он не испытывает потребности в общении.  В любом случае необходимо показать ребенка специалисту. Но важно постоянно с ребенком разговаривать, поиграйте в импровизированный кукольный театр,  произносите слова всегда правильно, не коверкайте и не переходите на «детский» язык, и меньше употребляйте «уменьшительно – ласкательные» формы.

Какие игры полезны для  развития пальчиков?

  • Начинаем с грудного возраста  вкладывать в руку ребенка любые предметы, чтобы он ощущал различие между материалами, позже замените это на кубики разного цвета и формы, а с 1, 5 лет можно уже знакомить его простыми геометрическими фигурами, сравнивая их со знакомыми предметами, например: « это круг  - он  такой же круглый,  как яблоко…»  и т.д.  Позже дайте ребенку краски, можно начинать рисовать пальчиками, затем кисточкой, и только потом карандашами, можно обводить предметы, раскрашивать соблюдая контур рисунка, не пытайтесь сразу достичь  определенных успехов, занятии должно приносить радость ребенку, помогайте своей рукой, пусть ребенок увидит свой результат – это  большой стимул к  будущему творчеству.

Что такое  электроэнцефалограмма?

  • ЭЭГ – это метод прямого отображения функциональной активности центральной нервной системы, основанный на регистрации электрических потенциалов головного мозга и являющийся результатом суммации и фильтрации элементарных процессов, протекавших на уровне нейронов головного мозга.

Какие показания для проведения  ЭЭГ?

  • Все пароксизмальные расстройства любого происхождения, перинатальная патология ЦНС,  травмы головы, сосудистые и дисциркуляторные нарушения, подозрение на наличие объемного процесса, невротические и психические заболевания. Противопоказаний не существует.

Чем отличается ЭЭГ  от ночного видео – ЭЭГ мониторинга?

  • Видео  мониторинг проводится при подозрении на наличие эпилепсии, особенно в ночное время,  этот метод наиболее информативен у детей раннего возраста,  когда необходимо судить о зрелости головного мозга, о патологических очагах,  возникших в следствии перинатальной патологии ЦНС.

С какой целью проводят обследование «Вызванные потенциалы головного мозга»?

  • Вызванными потенциалами называются биоэлектрические сигналы, которые появляются с постоянными временными интервалами после определенных внешних воздействий, стимулов. Исследуют сенсорные, зрительные, слуховые, стволовые, когнитивные потенциалы головного мозга. Степень изменения ВП соотвествует степени поражения структур головного мозга.

Кому показана миография?

  • Данный метод используется для диагностики заболевания периферических нервов, оценки степени выраженности и типа поражения нерва (аксональный или демиелинизирующий тип), а также для диагностики заболеваний мотонейронов спинного мозга. В клинической практике чаще используют исследование следующих нервов: локтевой, срединный, лучевой, большеберцовый, малоберцовый,  лицевой нерв.

Как помочь ребенку преодолеть страхи?

  • В возрасте 3-х  лет у детей часто появляются страхи, как правило,  это страх темноты, высоты, одиночества, воды, замкнутого пространства,  бабы-яги, и т.д. Это нормальное явление для данного возраста, скорее будет настораживать ребенок,  у которого абсолютно нет страхов, нет осторожности. Такие страхи сами  быстро проходят, если родители  с пониманием относятся к этому, не нужно ругать и осуждать ребенка, просто своим примером покажите ему, что опасности нет, создайте  в доме спокойную обстановку, окружите его своей любовью и заботой.

Как ребенка уложить спать?

  • Спать нужно укладываться строго  в одно время, соблюдая все положенные  ритуалы – умыться, надеть пижаму, выпить теплого молока, и почитать книжку или спеть колыбельную. Это приучит малыша к мысли, что время перед сном  связано с приятной родительской заботой, теплом, уютом, родным голосом, и  сделает процесс засыпания легким и быстрым.

У моего ребенка «Перинатальная энцефалопатия» (ПЭП), такой синдром ставят сейчас многим детям, объясните, что это значит?

  • Перинатальные повреждения нервной системы существуют так же давно, как существует человечество, ничего нового в этом термине нет. Несомненно, большую роль в развитии этого заболевания играют болезни самой матери, а также инфекции, токсические факторы (курение, алкоголь, лекарства), профессиональные вредности, стрессы,  и чем   дольше это сопровождает беременность, тем грубее это отразится на плод. Так же нужно учитывать  акушерские пособия во время родов, их длительность, патологию пуповины и плаценты.ПЭП имеет разные синдромы и разную степень тяжести, поэтому необходимо наблюдаться  у  специалистов (невролог, ортопед, мануолог) и  выполнять все предписанные рекомендации по  реабилитации данного заболевания, что  обязательно даст положительный результат.